+7 (812) 454-13-54 Санкт-Петербург
+7 (499) 403-37-00 Москва
Акция! Вступайте в ЛЮБУЮ СРО с нами и воспользуйтесь одной из наших акций.

Порядок распределения НДФЛ между бюджетами изменился

05.08.2013

Президент одобрил поправки в бюджетное законодательство. В частности, со следующего года отчисления НДФЛ в местные бюджеты уменьшатся на 5%.

Владимир Путин подписал закон, направленный на регулирование государственного и муниципального финансового контроля, а также ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Документ вносит изменения в Бюджетный кодекс и КоАП РФ.

Так, в соответствии с поправками с 1 января 2014 года изменится порядок распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами различного уровня. Отчисления в бюджеты субъектов РФ увеличатся на 5% и составят 85%. Местным бюджетам будет доставаться меньше, чем сейчас — 15%. От этой суммы в бюджеты муниципальных районов будет отчисляться 5% (сейчас 10%), от НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях — 15% (сейчас 20%). В бюджеты городских округов отчисления составят 15% вместо 20%.

Кроме того, новый закон ввел понятия внешнего и внутреннего финансового контроля и установил ответственность за каждый вид нарушений бюджетного законодательства. Соответствующие изменения, в частности, внесены в статью 265 Бюджетного кодекса. Она дополнена новыми пунктами:

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований…
3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций…, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

При этом в документе прописаны полномочия контролирующих органов. Так, Счетная палата будет следить:

за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчета об исполнении бюджета;
за состоянием деятельности главных администраторов бюджетных средств по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту.

Также определены обязанности органов внутреннего контроля:

Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) предлагается наделить полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
за соответствием содержания проводимой операции коду классификации операций сектора государственного управления, указанному в платежном документе, представленном получателем бюджетных средств;
за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.
Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами (должностными лицами) местной администрации, предлагается наделить полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
за полнотой и достоверностью отчетности о реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ, отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Помимо этого, в Бюджетном кодексе появилась глава, где перечислены возможные виды бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения. К мерам принуждения закон относит:

бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Несоблюдение бюджетного законодательства также влечет административную ответственность. В новой редакции изложен ряд статей КоАП РФ. Так, за нецелевое расходование бюджетных денег нарушители-юрлица будут платить не фиксированный штраф, а от 5 до 25% от суммы, использованной не по назначению. Также установлен штраф за нарушение сроков возврата бюджетного кредита или процентов по нему, за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных инвестиций, субсидий, а также бюджетной отчетности и смет.

Изменения были одобрены Правительством РФ год назад.

Напомним, Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ. Он определяет основы бюджетного процесса. Административным правонарушениям в области финансов посвящена глава 15 КоАП РФ.

Добавим, что подписанный президентом закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации и вступил в силу 4 августа за исключением отдельных положений.